Цивилизация развивается семимильными шагами. Но, как и в давние времена, понятие «дом» ассоциируется с безопасной крепостью. Всякие попытки нарушить без приглашения личные границы воспринимаются болезненно.
Речь пойдет о визитах представителей управляющей компании с целью проверки бытовых счетчиков, находящихся внутри квартиры. Тема правомерности таких посещений постоянно обсуждается в Интернете, на форумах. Конституция РФ предусматривает неприкосновенность жилища. Что будет, если не впускать сотрудников контролирующей организации?
Зачем контролеры УК ходят по квартирам
Инспектор приходит, чтобы осмотреть приборы учета и технические документы, которые прилагаются к измерителям. Уточним: проверка и поверка счетчиков – не одно и то же. Поверка – метрологические испытания устройства с применением специального измерительного стенда. Несколько раз измеряется одинаковый объем воды, включаемой под разным напором. Результат бытового ИПУ сравнивают с данными эталонного агрегата и математическим путем вычисляют степень погрешности показаний. Если ошибка превышает 5%, домашний расходомер меняют на новый. Поверка – платная процедура. Проводится только аккредитованными компаниями. Заказывается и оплачивается собственником помещения 1 раз в 4-6 лет в зависимости от установленной модели (согласно данным техпаспорта).
Проверка организовывается УК в интересах поставщика ресурса. Метод выявления непригодных для дальнейшей эксплуатации счетчиков в корне отличается от метрологической экспертизы. Инспектор обращает внимание на следующие факторы:
Если контролер обнаружит даже один из вышеперечисленных пунктов, измеритель снимут с учета в УК. Хозяина квартиры ожидают большие неприятности.
Права и обязанности сотрудников УК и жильцов
Инспекция приборов правомерна с точки зрения закона, если проводится с соблюдением предусмотренных правил:
Собственник на основании закона имеет право:
Что будет, если не впускать контролера УК
Когда со стороны управляющей компании все сделано по закону, но жильцы не открыли дверь в назначенный час, инспектор составляет акт. Поведение проживающих в квартире указывает на то, что со счетчиком есть проблемы. Акт служит основанием для снятия прибора с учета. Теперь у собственника есть 3 месяца, чтобы договориться о новой дате проверки. В течение этого срока оплата за водопользование рассчитывается исходя из средних показателей за последние полгода. Если инспекция, назначенная вновь, пройдет удачно, показания водомера вновь начнут принимать к учету.
Нежелание владельца квартиры договариваться с УК приведет к тому, что по истечению трехмесячного периода расход воды рассчитают по региональному нормативу с коэффициентом 1,6 на каждого прописанного. Возможны дополнительные штрафные сборы со стороны УК, если это предусмотрено договором на обслуживание. По итогу коммунальщиков придется впустить: нарушения и дефекты рано или поздно обнаружатся. Собственное упрямство обойдется хозяину недешево.
Регулярных проверок УК можно избежать, установив умный счетчик, который самостоятельно передает показания и информацию о попытках вмешательства в работу. А вот от форс-мажорных обстоятельств не застрахован никто.
Внештатные ситуации
Закон предусматривает ограничение права неприкосновенности жилища в интересах общества. Так случается, когда в многоквартирном доме возникает авария, а ключевые узлы и коммуникации для устранения находятся внутри вашей квартиры. Промедление дополнительно усложнит ситуацию и увеличит число пострадавших. Исключительные обстоятельства позволяют даже вскрыть дверь в присутствии сотрудников полиции. Проявление принципиальности в такие моменты неуместны. Коллективный иск в суд и полное возмещение материального ущерба – вот что ожидает собственника за нежелание содействовать коммунальным службам.